«Мы завяжем вам глаза и заставим слушать. И даже более того – заставим вас чувствовать»

  Что же первое приходит в голову после такого заявления?

  Задумайтесь, кто или что смогло бы побудить в вас желание заинтересоваться подобными ощущениями?


В моем случае это было «что», а именно первый в Украине аудио-театр, который впервые приезжал в мой город и предлагал посетить представление (говоря языком современного искусства performance) под названием «Театр ушей. Рефлексии»

%d1%82%d0%b5%d0%b0%d1%82%d1%80-%d1%83%d1%88%d0%b5%d0%b9

   Сразу оговорюсь, что большинство фотографий взято с главной страницы Театра ушей, а также портала НикВести. Ссылки будут  приложены. Если фотограф будет указан, подпишу под работой.
 

   Данный аудио-театр появился не столь давно в Одессе и является платформой для молодых писателей и поэтов.

   Их главная идея воплощается в способе проведения мероприятия – прослушивание поэзии и прозы с завязанными глазами. Это аргументируется тем, что люди подвержены предубеждениям относительно пола, внешности, мимики или социального статуса авторов, что может и играет свою роль в последующей оценке самого произведения.
  Поэтому прослушивание вслепую открывает новые возможности восприятия материала/главной мысли автора посредством ощущений вашей слуховой сенсорной системы.

abelmtpgn4a
Фотограф — Леся Мудрак

   Итак, час Х настал, и я нахожусь в месте проведения перформанса. Сразу удивляет количество людей, заинтересовавшихся данным мероприятием. Это совершенно разные по возрасту люди, от пар почтенного возраста до детей (да, я наблюдала в зале девочку лет 8-9). Даже плохая погода, а именно дождь и холодный ветер, не стали препятствием в мир иного восприятия.

   Перед входом в зал мы выключали телефоны и завязывали глаза неширокими тонкими лентами. Мой внутренний эстет ликовал, видя множество изящных чёрных, коричневых, красных или синих лент. На места нас провожали, ведя за руку, что выглядело очень интимно. Вы как будто вверяли себя проводнику в неизвестность, но при этом, не испытывали страха (хотя так было не со всеми, но об этом дальше).

prigalinwfg

   Тут-то и начались мои открытия мира слуха. Из общего шума я расслышала разговор двух женщин средних лет, одна из них признавалась подруге в страхе и чувстве беспомощности, когда ей завязали глаза и вели до места.
  Также она утверждала о важности полного доверия проводнику. Вторая же не могла понять этого и отвечала, что просто не ощутила процесс прохождения.

   Не до конца понимаю, чем меня заинтересовал данный момент. Возможно,  наличием страха и неуверенности в довольно безопасном месте? Или размышлениями, что же больше затронуло женщину: завязанные глаза или тактильный контакт с незнакомым человеком, которого ты не знаешь и не видел до этого?

   Перед нами выступило 5 авторов, между выступлениями которых была музыкальная пауза.

98585_6
НикВести — Влада Ильинская и Ирина Фингерова

   О, музыка заслуживает тут отдельного описания. Виолончель, гитара и глюкофон (тональный лепестковый барабан), по моему мнению, создавали атмосферу, побуждающую к размышлениям. Многим в зале (как я тоже смогла услышать) она показалась грустной и драматической. Но, не смотря на успешный день и хорошее настроение, в тот вечер моя душа требовала именно драмы.

98585_8
НикВести — Ирина Фингерова и София Вишневская

   Могу уверенно сказать, что не вся поэзия и проза возымела нужное влияние и была понята слушателями. Некоторые стихи как по мне были слишком «высоких стремлений» для публики, которая не избалована подобными мероприятиями и привыкла к стандартному слогу с чётко выраженной главной мыслью.
   По аплодисментам было понятно, когда смысл был понят чуть лучше.

   Ну, а теперь чисто ощущения. Они же являются рефлексией, которая была основой перформанса.

  1. Аплодировать с закрытыми глазами – необычно, я чувствовала легкую потерянность в пространстве.
  2. Важно контролировать свою концентрацию и способность слушать и слышать. Признаюсь, что пару раз осознанно возвращала себя к словам автора из размышлений о пользе данного события.
  3. Ленты, закрывающие глаза, давали некую свободу действий. Я чётко понимала, что в какой бы позе не сидела — этого никто не заметит. Могла хоть ногу за голову закинуть. Всё же многих людей волнуют и сковывают взоры окружающих. Мы подпадаем под негласные правила «приличной скованности тела» что ли (не знаю, как лучше выразить эту мысль).
  4. Я не видела авторов, не могла знать, кто, где стоит и с какой стороны пойдет звук, отсутствовала возможность мгновенно определить природу звука. Являясь временно «слепым» можно больше и полнее ощутить те эмоции и реакции, которые вы не оцените в стандартных обстоятельствах.
  5. Некоторые тексты авторов, особенно проза, так меня «зацепили», что пропадала лента на глазах, кресло подо мной и зал. Был только звук и слова. Считаю сейчас это одним из лучших состояний в аудио-театре. Жаль, что было лишь два раза и на пару секунд.

    Закройте глаза и попросите ближнего щёлкать пальцами в произвольных местах перед вашим лицом, что-то отдалённо похожее испытываешь в Театре ушей на протяжении 45 минут.

r5ruk4lgsd0

   Последним моментом, который считаю нужным выделить, является предубеждение. Да, именно то, с чем призывают бороться организаторы.
   Слушая одну из авторов (она декламировала стихи) я представила женщину средних лет, а может и старше, полноватую. Она обладала сухим хриплым голосом. Её поэзия с острой саркастической лексикой дополняли образ. Каким же было мое удивления, когда нас попросили снять ленты, и я узнала по голосу эту на самом деле молодую, очень стройную девушку 25-27 лет.
   Как-то предубеждение сыграло со мной в зеркальную шутку. Если обычно по внешности судят и потом сомневаются в плодах творчества, то я, не видя человека, составила только по голосу неэстетический портрет.

   В итоге, данный performance (да-да, ещё раз кинусь модным словом) вызвал у меня желанную рефлексию, а сейчас и самоанализ, в позитивном значении этого слова.
   Для завершения представляю отрывок из прозы Ирины Фингеровой (создателя Театра ушей), который запомнился мне больше остальных со всего вечера:

Жизнь – концентрированный высокопитательный раствор до последней капли.
Пить его из пластикового стакана или из граненного, из древней амфоры или из бидона в горошек – неважно.
Важно чувствуешь ли ты вкус

Главная страница Театра ушей: https://vk.com/ohrenteatr
Репортаж НикВести: http://nikvesti.com/news

Добавить комментарий

